Процесс над орденом Храма


(с  октября 1311 по 6 мая 1312)
Вьеннский Собор

 

 

     Когда в октябре 1311 г. во Вьенне, близ Лиона, собрался XV Вселенский Собор, Климент V считал свое положение определенно укрепившимся. Вопреки всему, он выходил победителем из авиньонского испытания, поскольку "процесс над памятью Бонифация VIII" перерос в "расследование о добром рвении короля" [*]. Подобный компромисс был выторгован новым камергером короля Ангерраном де Мариньи, заменившим Ногаре в качестве ближайшего советника Филиппа Красивого. Ибо, как это хорошо понял Ногаре, оправдаться в споре с покойным Папой означало для Филиппа допустить, что король мог бы оказаться виновен и его действия подверглись бы суду, в данном случае – суду Святого престола. Договорились (в явном противоречии с общеизвестными фактами), что король в деле Ананьи действовал по просьбе "неких кардиналов или иных особ римской Курии", и духовная власть, после длившихся в течение десяти лет бурь, под коими рухнул орден Храма, вновь обрела теоретическое верховенство над властью светской. Ногаре получил отпущение грехов, Ангерран де Мариньи – Золотую Розу и признательность Климента V.
     Во Вьенне первое впечатление членов Собора представляется скорее благоприятным для ордена Храма; в начале ноября явилось девять братьев, дабы взять на себя его защиту. Кажется, они утверждали, что тысяча пятьсот или две тысячи тамплиеров прятались в горах в окрестностях Лиона и готовились помочь в защите ордена. Трудно поверить, что было столько спасшихся, но Климент испугался, бросил девятерых братьев в темницу и удвоил собственную охрану. В послании Филиппу он просит поторопиться с приездом, ибо король всегда заставлял себя ждать.
     В течение декабря обсуждали форму, которую следовало придать процессу ордена Храма; почти все члены Собора согласились просить защиты для ордена. Только пять человек голосовали за его уничтожение: Жиль Эйслен, к тому времени ставший архиепископом Руанским, и четверо других французских клириков. Однако большинство полагало, что выбор защитников следует оставить за Папой. Вполне определенно обозначилась оппозиция против всякой попытки светского государя присвоить имущество ордена Храма: всех интересовала, увы, не участь тамплиеров, а дележ добычи.
     В начале своего понтификата Климент V составил план объединения обоих военных орденов, – Храма и Госпиталя, – в один; он вернулся к этому замыслу – в том, что касалось имущества ордена Храма, – проявив властность и настойчивость, что удивило весь Собор. Поговаривали, что Мариньи и Карл де Валуа благоволили госпитальерам. Большинство прелатов было против такого объединения; учитывая все обстоятельства, они предпочли бы, как раньше, скорее меряться силой, бороться с обоими орденами, соперничавшими между собой, нежели иметь дело с одним объединенным, который в результате своего внезапного обогащения сделается непреодолимой силой.
     Наконец 20 марта Филипп со своим судом прибыл во Вьенн. 22 марта Климент отважился на решающий шаг, предварительно провозгласив упразднение ордена Храма без его формального осуждения.

           То, что сделал Папа, – писал поверенный арагонского короля своему государю, – он сделал не посредством права, не путем правосудия, но упреждающим образом, говоря, что существование ордена вредно <...> Очень хорошее впечатление произвел епископ Валенсии, сказав, что сначала следует отделить добрых от дурных <...> Ибо орден еще остается, – произнес он, – ив нем пребывают еще добрые люди, а в [самом] ордене, учреждения коего были святы и праведны, нет греха, но есть грех в их нынешней нетвердости. И я верю, – добавил поверенный, – что мнение сие должно быть угодно Богу и людям, изучающим это дело непредвзято [*].

     Только в последние дни апреля, после отъезда Филиппа и его советников, в деле было произнесено последнее слово. Климент купил согласие короля, предоставив ему оммаж (вассальную клятву) епископского города Лиона, каковым Филипп стремился заручиться еще в начале своего правления. Такой успех стоил отказа от имущества ордена Храма, на которое ни один светский государь не мог законно претендовать. Французские денежные фонды ордена, в которых Филипп так никогда и не отдал отчета, уже наполнили высохший колодец королевской казны. .
     В булле, представленной 22 марта (? 3 апреля) 1312 г. Cобору, Климент V указывал, что на орден Храма пало подозрение в ереси, он признавал, что собранные улики не оправдали с канонической точки зрения его окончательного осуждения. И все же потребовал запрещения ордена, который, по признанию его руководителей, запятнал себя неблаговидными делами. орден, утверждал папа, стал отвратительным и ни кто не пожелает теперь вступать в него.
     2 мая , немного после выхода буллы "Vox in Excelso audita est" появилась новая папская булла "Ad providam Christi vicarii" ("Попечением наместника христова"), которая содержала решение практических вопросов связанных с ликвидацией ордена.
     6 мая состоялась церемония закрытия. Климент кратко изложил итоги работы Собора и зачитал многочисленные буллы, относящиеся к тамплиерам, с которыми предлагалось обойтись по их заслугам. Смирившихся и тех, кто ни в чем не сознался, должны были поместить либо в старые командорства ордена Храма, либо в другие монастыри. Еретиков предполагалось наказать по каноническим законам, беглецов – перечислить, дабы они могли предстать перед судом. Климент оставил за собой право судить магистра, генерального смотрителя, командоров Нормандии, Аквитании и Кипра и камергера магистра Оливье де Ла Пена [*]. Владения ордена Храма в миру Папа целиком передал ордену Госпитальеров, за исключением госпитальеров на Иберийском полуострове.
     К сожалению, акты Вьеннского Cобора, как утверждают представители Ватикана, утеряны. Большое число, как актов так и свидетельских показаний исчезло. По приказу Наполеона все секретные архивы Ватикана, включающие полное собрание документов относящихся к Ордену Храма, были доставлены в Париж. Сумятица в то время была такая, что можно было увидеть торговцев использующих самые ценные документы для упаковки своих товаров.
     На Вселенском соборе Климент V заявил, что :

           Впредь под страхом отлучения название Ордена тамплиеров не будет больше упоминаться, ни кто больше не станет в его ряды, ни кто больше не станет носить его одежду<...> [*]

     Собор согласился с требованиями Папы и запретил дальнейшую деятельность ордена Храма.

 


© 2001-2005 Интернет-проект "История ордена Храма"
http://templiers.info
По всем вопросам обращайтесь по адресу: info@templiers.info
Используются технологии uCoz