|
|
ВМ ордена Храма Арман
Перигорский
(с
1232 по 17 октября 1244)
|
|
|
В октябре 1232 г. Пере де Монтегаудо
уже не был магистром ордена Храма. Его преемник, Арман
Перигорский, прежде являлся магистром
в Сицилии и Калабрии, где
отношения между орденом Храма и императором становились
все более натянутыми. Тем не менее тамплиеры непосредственно
не вмешивались в войну киприотов против маршала
Филанджери, хотя и были крепко связаны с
семьей Ибеленов. "Старый
Государь Берофы", Жан
д'Ибелен, глава киприотов, умер в 1236 г.
Он сумел противопоставить французский рассудок немецкому
насилию и расстроить маневры Фридриха
и его наместника. Жан д'Ибелен высоко ценил орден
Храма, коль скоро облачился в его одеяние незадолго
до своей смерти. Он дал обет, когда упал с лошади
и едва не разбился. "Очень воспротивились
этому его дети, и в великом трауре были все люди страны,
но ничего не вышло, он отправился, освобожденный,
вопреки всем, в орден Храма и велел отвезти себя в
Акру. Он недолго пробыл братом и принял прекрасную
кончину" [*].
Кончина д'Ибелена и отсутствие
в Сирии светского государя отдали
власть в руки патриарха и обоих магистров. Тамплиеры
упорно возвращались к своей идее альянса с Дамаском
против Египта. Они видели, что опасность
шла из Каира, и желали приобрести
союзника разобщенным христианам. К несчастью, договориться
тамплиеры и госпитальеры не смогли. Если первые протягивали
руку Дамаску и вступали в союз с Ибеленами,
то вторые склонядись к договору с Египтом и покровительствовали
Филанджери. Рыцари обоих орденов
избивали друг друга на улицах Акры
и по очереди осаждали одни других в командорствах.
Кроме прочего, тамплиеры отомстили императору, потеснив
тевтонских рыцарей, которых они изгнали из Акры и
принудили укрыться в принадлежавшем им замке
Монфор. Тем не менее с затуханием кипрской
войны на мгновение затишье воцарилось и в Сирии. Многочисленные
паломники путешествовали за море, несмотря на анафему,
которой Григорий IX предал всех,
кто отплывал в Святую Землю, вместо того чтобы прийти
ему на помощь в борьбе против гибеллинов (сторонников
императора) в Ломбардии. |
Султан Дамаска тоже искал союзников, выступая против
Египта. Филипп Новарский, друг Ибеленов
и свидетель этих событий, рассказывает об этих переговорах
[*]:
Наши
паломники, возвратившись в Акру [*], в скором
времени отправились разбить лагерь в пальмовой
роще Каифаса, чтобы дать лошадям
травы, а когда травы стало недоставать, двинулись,
дабы стать лагерем у источника Сепфорского;
и покуда они там были, к ним приехал посланник
со стороны султана Дамаска, чтобы договориться
о перемирии. Сей султан носил имя Салаха
[султан Салах-Исмаил] и приходился
сыном Сафадину ле Эйделю [Сейфеддин,
брат Саладина]. Дело с одной и другой
стороны пошло так, что между ним и христианами
было заключено перемирие, и по перемирию он передал
замок Бофор и замок Сафет
тамплиерам, и всю Иерусалимскую землю, кою держали
франки, от морского побережья до реки Иордан.
И христиане заверили его, что не заключат ни перемирия,
ни мира с вавилонским султаном без него и его
согласия, и станут его союзниками против этого
султана, и что они отправятся разбить лагерь в
Аскалон или Яффу
со всеми своими силами, дабы помешать султану
Вавилонии пройти по их земле
и вступить на землю Сирии; и вышеназванный султан
[Дамаска] должен был расположиться рядом с ними,
в устье реки Яффы. На всех этих соглашениях поклялись
бароны войска, и султан и его эмиры, и с самого
начала им передали вышеупомянутый замок и землю
Сайетты и Табари. Когда
перемирие было заключено, как вы это слыхали <...>
христиане отправились разбить лагерь в Яффе. И
Салах Дамасский, и правитель Шамеля
[Хомса] с ним расположились у
истоков реки со всем своим войском. Это перемирие
<...> было договорено и заключено по совету ордена
Храма и без соглашения с орденом Госпиталя святого
Иоанна, так как орден Госпиталя договорился о
перемирии между султаном Вавилона и частью христиан
и заставил поклясться в нем короля Наваррского,
и графа Бретонского, и многих
других паломников, которые не подумали о клятве,
принесенной султану Дамаска. Король Наваррский
и граф Бретонский, и прочие паломники <...> уехав
из Яффы, вернулись туда и отправились в Яффу,
и наняли корабли, чтобы переправиться за море
в свои страны. Магистр ордена Госпиталя, брат
Пьер де Виельбрид, который поклялся в
этом перемирии, но ничем не присягнул дамасскому
султану, отъехал из Яффы со всем своим монастырем
и отправился в Акру и потом в ней и остался. Люди
Земли и тамплиеры, и граф Неверский, и часть паломников
остались в Яффе и не пожелали ни уезжать, ни отказываться
от договоренностей, которые они заключили с султаном
Дамаска.
|
|
Столь мастерски спутав дипломатические карты, Тибо
Шампанский улизнул, не обращая внимания на
герцога Корнуэльского, который высадился
с английскими крестоносцами вскоре после отъезда наваррского
короля.
Ричард Корнуэлъский,
как и его брат Генрих III Английский,
был одновременно любителем пышности и благочестия,
образованным и некомпетентным. Более того, его шурином
бъш Фридрих II, и впоследствии он
должен был выставить свою кандидатуру на наследование
короны Империи. Крестовый поход он предпринял под
руководством госпитальеров, со времени своего отъезда
из Англии находился в обществе великого
прецептора (один из орденских чинов) этой провинции,
и, естественно, покровительствовал политике иоаннитов
в Палестине, хотя "тамплиеры держали его
очень крепко, дабы он придерживался перемирия и условий
султана Дамаска". Тем не менее, несмотря
на настоятельные просьбы, Арман Перигорский не смог
помешать Ричарду ни тогда, когда
последний высказался за союз с Египтом, ни тогда,
когда он доверил бальи императора Фридриха замок
Цезарею, приведенный в порядок англичанами.
|
Еще раз тамплиеры пострадали от того, что можно назвать
дурной репутацией. Близким другом и искренним поклонником
Ричарда Корнуэльского был Матвей Парижский,
монах Сент-Олбанского монастыря.
Разделяя концепцию автономии церкви в Англии, Матвей
повторяет все сетования протестантов за три столетия
до Реформации. Отвращение к финансовым уполномоченным
и к денежным взысканиям Курии настроили его враждебно
также и к тамплиерам, а к Фридриху, для которого он
переписывал письма от Ричарда Корнуэльского - скорее
благоприятно. Сделанное Матвеем описание положения
в Святой Земле, неблагоприятное для тамплиеров, велеречиво
и путано; изложение Филиппа Поварского
(оправдывающее их) отличается большей ясностью. Но
Филипп лишь прославлял подвиги семьи Ибеленов, а Матвей
Парижский добросовестно писал историю Англии; и его
версия событий была принята, в то время как "Деяния
киприотов" в известной мере проигнорированы.
С возвращением в Англию герцог
Корнуэльский горько жаловался на тамплиеров и даже
на госпитальеров, "братьев-близнецов, которые
рвут горло друг другу в лоне своей матери".
Он приписал своему влиянию все выгоды, обещанные христианам
двумя несовместимыми договорами, и представил себя
освободителем "Берофы, Сидона,
Бофора, Сканделиона,
Сен-Жоржа, Торона,
Табари, Амабели,
Рамы <...> Сафета,
Назарета, горы Фаворской,
Жибле, Иерусалима,
Вифлеема, Вифании
<...> и французских пленников в Каире"
[*].
И вновь Сирия осталась без
государя. Но на этот раз, с одобрения баронов Земли,
ответственность взял на себя Арман Перигорский. Он
возвратил спорный договор Каиру и вернулся к тамплиерской
политике союза с Дамаском. Его письмо Роберту
Сандфорду, магистру в Англии,
показывает, что он сознает опасность ситуации, но
доверяет и гордится успехами своих демаршей.
<...> Вавилонский султан обещал нам вернуть Газу,
Сент-Авраам, Наблус,
Дарум и другие фьефы, но потом
нарушил данное нам слово и удерживал наших посланцев,
братьев нашего Дома, более шести месяцев в плену.
Мы опасались его вероломства и заключили союз
с султанами Дамаска и Хомса,
и с правителем Крака, кои позволят
нам легко подчинить Вавилонское королевство и
занять, наконец, всю окружающую нас сарацинскую
территорию. Султан Дамаска и сеньор Крака тут
же передали под христианское богослужение всю
площадь по эту сторону Иордана, за исключением
Наблуса, Сент-Авраама и Беиссена
<...> Нет сомнения, что эта счастливая и благоприятная
ситуация могла бы продлиться долго, если бы христиане
по эту сторону моря [на Востоке] пожелали бы тотчас
одобрить эту политику. Но увы, сколько людей на
этой земле и прочих противостоят и враждебны нам
из ненависти или зависти. Таким образом, мы и
наш монастырь, при содействии прелатов церкви
и некоторых баронов Земли, кои помогают нам, как
могут, мы одни взяли на себя бремя ответственности
за оборону <...> Мы предлагаем построить очень
укрепленный замок на Тороне,
близ Иерусалима, если люди по доброй воле окажут
нам содействие. Надо думать, эта крепость позволит
нам легко присматривать за страной и навсегда
защитить ее от врага. Но наши владения ненадолго
станутся защищенными от султана, человека весьма
могущественного и коварного, ежели Христос и его
приверженцы не придут нам на помощь [*].
В то же
время тамплиеры восстанавливали Храм Соломона в Иерусалиме
и начали его укреплять - дело, в котором Фридрих II
осмелился упрекать их: "Если магистр и братья
не прекратят сооружать замок в Иерусалиме, что противно
чести императора [!], все их имущество в Германии
и Сицилии будет конфисковано" [*].
Время между 1240 и 1244 гг.,
– годы триумфа тамплиеров, и триумфа подлинного. Они
по-настоящему чувствовали себя спасителями Святой
Земли и без колебаний были готовы пролить свою кровь
и отдать свое золото ради сохранения своего наследия.
Именно в этот момент они отстроили Сафет
– ценой каких усилий и затрат! Они предложили возвести
другой замок на Тороне и привели
в порядок оборонительные сооружения Иерусалима. Но
созидательная политика, вдохновляемая Арманом Перигорским,
быстро остановилась. Смерч, пришедший из глубин Азии,
всколыхнул Восток, перемешал народы, стер границы
и достиг даже Европы. Весной 1241 г. монголы
совершили набег на Пруссию и Венгрию.
В одеждах из черной лоснящейся кожи, верхом на степных
конях, вооруженные луками с двойным изгибом и стрелами
с железными наконечниками, монгольские всадники при
необходимости проходили шестьдесят и более километров
за один день. Их оружие превосходило арбалет, а в
тактике и стратегии они знали секрет продвижения в
обход противника. Их первая встреча с рыцарством Европы
состоялась 9 апреля у Легницы
в Польше. Польский князь
Генрих, германские рыцари северной марки,
тамплиеры провинции Риги пали под
натиском правого крыла захватчиков. Неделей позже
центр и левое крыло войска монголов разбили армии
венгерского короля у селения Мохи
в Карпатах. Тамплиеры Славонии
и Венгрии сражались в первых рядах
и пали на поле битвы. Семьдесят тысяч человек
погибло при Мохи, и монголы преследовали оставшихся
в живых до берегов Адриатики [*].
Народы Запада взволновались.
Зловещие слухи о жестокостях татар переходили из уст
в уста: их называли людоедами и говорили о их демоническом
происхождении. Магистр ордена Храма во Франции
Пон д'Обон написал молодому Людовику
IX после вестей из Легницы,
но еще до событий при Мохи: "Знайте,
что татары разорили землю, принадлежащую герцогу Генриху
Польскому, и убили его с великим количеством его баронов,
а также шестью нашими братьями <...> и пятьюстами
нашими воинами. Трое из наших спаслись, и знайте,
что все немецкие бароны и духовенство, и все из Венгрии
приняли крест, дабы идти против татар. И ежели они
будут по воле Бога побеждены, сопротивляться татарам
будет некому вплоть до вашей страны" [*].
В Париже король готовился принять мученическую кончину
во главе своих рыцарей.
Смерть великого хана в глубине
степей случайно избавила Европу от одной из наиболее
великих опасностей, когда-либо нависавших над Западом.
Опасность переместилась на Ближний Восток.
Договор с Дамаском, оборонительные
сооружения, возведенные тамплиерами в Иерусалиме,
способствовали возвращению христиан в Святой Град,
хотя город еще не был в состоянии обороняться. Но
в августе 1244 г. растянувшиеся колонны туркмен, вытесненных
монголами, начали переходить Иордан. Магистр ордена
Госпиталя, находившийся в Иерусалиме, собрал мужчин,
женщин и детей, окружил их своими рыцарями и возглавил
массовый исход к Яффе. Но, несмотря на предупреждения
братьев св. Иоанна, ложные или плохо понятые слухи
вновь призвали беженцев в Святой Град [*]. Они вернулись
туда одновременно с туркменами, которые перебили их
и разграбили церковь Гроба Господня. Воины-кочевники
двигались к Египту, чтобы стать союзниками или наемниками
султану, и опустошали все на своем пути.
Питаемая Арманом Перигорским
надежда бдить и защищать полученные обратно земли
таяла перед этой неожиданной опасностью. Однако союзники
с обеих сторон держали слово. Тамплиеры, госпитальеры,
примирившиеся в годину общего бедствия, и светские
бароны Сирии дошли до Акры, где к ним присоединились
султаны Дамаска и Хомса, а также правитель Крака.
Они оказались перед мамлюками Египта
и туркменами под командованием Бейбарса,
монгольского раба, достигшего сана эмира и ставшего
позднее султаном Египта, покорителем Ближнего Востока.
Битва началась 17 октября
1244 г.. Бейбарс направил свою атаку сначала на левое
крыло, где уничтожил отряды Салаха-Исмаила.
Христиане, окруженные и уступавшие в численности,
в течение двух дней оказывали ожесточенное сопротивление.
Когда войско христиан подошло к Газе, они увидели
кораменов [туркмен] и вавилонских
воинов, выстроивших свои части, чтобы сражаться.
Христиане разделили свои отряды таким образом,
чтобы дамасский султан и султан Хомса сразились
первыми. И когда они сблизились друг с другом,
то столкнулись вместе, сарацины против сарацин.
Они нисколько не щадили друг друга, как если бы
не были одной веры. Довольно было там добрых ударов
и великих подвигов со стороны Дамаска и Хомса,
но когда они потеряли много своих людей, коих
перебили или захватили в плен, они были побеждены.
Таким образом, в битве остались одни христиане,
которых было немного, по мнению их врагов. С силой
набросились одни на других, и очень жестокая и
суровая битва там была. Едва можно было бы поверить,
что столь малое число людей смогло бы совершить
столько подвигов против стольких язычников, бывших
там <...> [*]
Но как одолеть такое
множество, коль крепкие и постоянно прибывающие
враги бросались на нас, - писал госпитальер, уцелевший
в битве. - Мы, кого была лишь половина по численности,
раненые и усталые, ощутили бремя битвы предыдущего
дня и победы, кровавой и дорогой для них <...>
Арман
Перигорский пал с тремя сотнями рыцарей своего монастыря
и двумя сотнями госпитальеров. Магистр ордена
Госпиталя был приведен пленником в Каир.
Только тридцать шесть тамплиеров, три тевтонца
и двадцать шесть братьев св. Иоанна [*].
Фридрих пролил крокодиловы слезы по поводу этого разгрома.
Как он утверждал, им было все улажено, а за поражение
ответственны тамплиеры: они вынудили султана просить
помощи туркмен, ведя с ним войну неосторожную и неправую;
они доверились вероломным дамаскинам, предавшим их
в начале сражения. Император находит даже презрительное
слово для местных баронов, взращенных в наслаждениях,
но также покоившихся в песках Газы [*].
Можно было бы счесть, что
это кровавое поражение станет концом Латинского королевства:
однако оно просуществовало еще полстолетия. |
|
|